Статті

С душой о пойнтерах

Вот уже полвека держу пойнтеров. На выставках и состязаниях видел и проводил экспертизу лучших представителей этой прекрасной породы. За эти годы успел заработать определенный авторитет среди пойнтеристов, потому вправе рассчитывать, что мое мнение о нынешнем состоянии породы будет интересно.

Я уже печатался с большой статьей о прошлой истории пойнтеров в Украине, теперь же буду писать о них «с видом на будущее». В этом помогут мне последние события Всеукраинской выставки и прошедших состязаниях по куропатке, перепелу и фазану, которые, кстати, многим показали, что с пойнтерами в Украине не все так уж плохо, тем более не «катастрофа», как утверждают некоторые.

Классных во всех отношениях собак у нас вполне хватает. Чтобы успешно вести породу и с надеждой смотреть вперед, нужны только грамотные люди, способные делать дело. А заметное снижение численности пойнтеров, как и вообще всех островных легавых, в последние годы происходит из-за снижения общего уровня культуры у основной массы охотников, повлекшее потерю у них эстетических требований к работе собак. Немаловажную роль сыграло и существенное изменение условий самой охоты, они стали более жесткими, количество дичи и мест где пойнтерам и сеттерам есть где «разгуляться» становится все меньше и меньше.

Начать свою статью о пойнтерах – одной из самых совершенных пород легавых собак, как по красоте, так и по работе, хочу с описания азов племенной работы, без знания которых невозможно успешное их разведение. Всем хочется, чтобы кличка его питомца вошла в родословные многих собак и ее помнили долгие годы, вместе с фамилией хозяина, а это возможно только при грамотном его племенном использовании, поэтому я и решил напомнить всем об основных правилах селекции.

В основе индивидуального подбора пар у подавляющего большинства заводчиков лежит старое правило «Подобное с подобным дает подобное». Или: «Лучшее с лучшим дает лучшее». И чем ярче выражены желаемые качества, тем большая вероятность получения их у потомства. Но, к сожалению, это не всегда срабатывает. Ведь не получено у нас ничего «лучшего» или «подобного» от вязок с великолепным Атосом Селиванова. Могу назвать еще несколько примеров вязок, когда ожидания на прекрасный результат не оправдались. При подборе пар гораздо важнее досконально изучить все достоинства и недостатки предков спариваемых собак и, когда знаете, что и все они были незаурядными, то «попадание» гарантировано.

Основной системой племенной работы, позволяющей не случайно, а систематически получать от производителей стоящее потомство, является разведение собак по линиям. Именно тогда достоинства, принадлежащие отдельным индивидуумам, превращаются в групповые. Благодаря большой изменчивости внутри породы временами появляются собаки, намного превосходящие по своим качествам средний уровень. Иногда эти собаки имеют редкое сочетание ярко выраженных положительных качеств – чутье, страсть и крепкая психика. Их число не может быть велико, так как они являются наиболее крайним отклонением от среднего уровня в желательную сторону. Если такая собака появилась, то, естественно, появляется желание получить от него потомство сходное с ним. Проблема в том, что свои выдающие качества способны предавать не все производители, от «люкса» часто имеем только «второй сорт». А если появляется таковой феномен, что передает себя, то задача селекционера сводится к тому, чтобы как можно полнее использовать возможность получения от него группы собак сходным с ним по достоинствам. Так создается линия выдающегося производителя. Конечно, целенаправленная племенная работа может осуществляться преимущественно в питомниках, но есть много примеров, когда отдельные заводчики, грамотно используя инбридинг и приливая «свежую кровь», много лет успешно ведут линию своих собак (И.С. Горбенко, А.К Дорошенко и другие).

Племенные линии существуют на протяжении трех-пяти поколений. Долговечность линии определяется силой наследственности ее родоначальника и умелым племенным подбором, закрепляющим и усиливающим ее особенности. Как правило, в настоящей племенной линии выделяются ее продолжатели, то есть потомки, концентрирующие и устойчиво передающие характерные свойства и признаки линии. Лучший пример продолжателя старой черной линии пойнтеров в последнее время является Викон-Блик Загальской. Часто именно такие кобели и суки дают самые лучшие результаты при кроссе (пересечении) разных линий, в результате чего и получаются основатели новой линии.

Надо помнить, что без родственного разведения создать и поддерживать линии чрезвычайно трудно, наследственность родоначальника неумолимо растворяется в потомках. Потому линии в природе не возникают сами по себе, а создаются трудом людей, целеустремленно ведущих породу. Родственное спаривание (инбридинг) применяется для быстрого закрепления у потомства желательных качеств или получения такового с этими качествами. Без достаточно близкого родственного спаривания невозможно обойтись при формировании устойчивой линии. Умеренное родственное спаривание – наиболее часто встречающийся прием в племенной работе. Черный Демон, дед Блека-Блика Горбенко, получен от инбридинга 2-3 на черного Джека Дущенко, через мать Ладу Демчика и бабку Джерри Стоячко. А сама Лада получена также от инбридинга 2-3 на Нелли Сазонова – типичнейшую представительницу старой черной линии лучших довоенных пойнтеров.

Для поддержания здоровой генетической наследственности необходимо постоянное прилитие свежей крови, но нельзя забывать, что освежение крови никогда не должно быть самоцелью. Делать постоянные вязки по той причине, что у собак в родословных нет ни одного общего предка, без учета других факторов, весьма неразумно. Это может свести на нет труды предыдущих поколений по консолидации породы в желательном направлении. От сумбурных и беспорядочных вязок, даже отличных собак, может появляться сплошная серость. Тому в истории много примеров. Во всем должна быть цель и нужна определенная строгая система подбора пар.

Экспертиза ринга пойнтеров на прошедшей Всеукраинской выставке проводилась экспертом из Польши. Не могу сказать, что я полностью разделяю его вкус (хуже, если это его убеждения), не согласен я и с расстановкой некоторых рингов, когда впереди стояли собаки с красивыми головами, но с дефектами корпуса и вздернутые на прямых «подпорках». Я видел все ринги и с моей точки лучшими были пойнтера, в которых течет кровь знаменитых предков из родного Отечества, обладавших великолепным экстерьером и отменными полевыми качествами. У всех у них в родословных есть и собаки, завезенные из-за границы, освежившие им кровь и, несомненно, оказавшие положительное влияние на породу: Замбо Гринченко, Аран Шерстнева и Арко Иванова.

В очередной раз обратили на себя внимание пойнтера черной линии, они были наиболее многочисленными на выставке. Их тип, умело закрепленный правильным инбридингом, всегда узнаваем. Я уже упомянул выше Виконта-Блика Загальской, как отменного производителя и продолжателя черной линии пойнтеров, на выставке представлено 10 его потомков (дети, внуки и правнуки). В старшей группе впереди ходили две «рафинированные» суки черной линии дочка Виконта Герта-Блик Водопьяна и его внучка Роксолана Пастушко, они очень похожи, практически лишенные каких-либо недостатков – настоящие черные газели. Обе они хороши в поле и универсальны в работе, у Герты 8 дипломов II степени.

Вязку дочки Виконта и полевой чемпионки Арт-Юты Телика с блестящим итальянцем Аристанис-Клементом в 2011 году можно с уверенностью считать сто процентным попаданием. Молодец Леонид Иванович, меньше слов – больше дела! Четырех собак из этого помета я видел в деле. Черно-пегие Рона Конобеева и Дон Телика блещут в поле, а черные, Снейп Краснобаева и Багира Телика кроме того что обладают великолепным фирменным стилем, большой скоростью хода и врожденным челноком, еще весьма хороши по экстерьеру и получали отличные оценки у зарубежных экспертов. Наблюдать в поле за скачкой и работой этих «детишек» – одно наслаждение. Несмотря, что у черных собак из этого помета всего 6,25% крови Блека-Блика, его доминантный тип легко узнаваем даже в четвертом поколении. Вот, что значит настоящая линия! Черных сук этой линии теперь можно и надо вязать с кобелями итальянских кровей или их потомками, уже проверенными у нас, благо, что таких уже достаточное количество. Так, мы планируем широко использовать в Крыму черного Снейпа Краснобаева.

Хочу обратить внимание на племянника Виконта Загальской Анта Казаряна, очень экстерьерного кобеля с великолепной психикой, которой так не хватает многим завозным сукам с задатками трайлеров. Сейчас стала довольно привычной картина, когда хозяева гоняются по полям за своими собаками на джипах и отлавливают их только за несколько километров от места пуска. Большая страсть очень часто граничит с неуемной страстью и дефектами психики и очень важно при племенной работе не переходить эту границу. Помните, что даже очень страстная собака с интеллектом, не всегда скачет по полю на пределе своих возможностей, а соизмеряет свой ход с условиями, в которых она работает. Это крайне важный показатель ее ума и психики. В очередной раз я убедился в этом на последних Всеукраинских состязаниях, когда при большом количестве перепела параллели сократили даже те собаки, которые весной на состязаниях по куропатке искали очень широко. Отклонения в психике у завезенных из-за границы собак не редкость, с ними не могут справиться даже натасчики – профессионалы. На недавно прошедших крымских состязаниях по фазану я снял за непослушание суку дратхаара, признанную лучшим представителем породы на Васеукраинской выставке этого года – с психикой у нее явно не в порядке. А что уж говорить о пойнтерах, у которых по природе страсти через край.

От дочки Клемента и Юты-Роны Конобеева уже получены щенки, вязкой руководили М. Мордовин и другие украинские спецы большого поиска, надеюсь, что они вырастят и воспитают из них стоящих собак. В Украине мы имеем достаточное количество стильных потомков двоюродных братьев из Италии – замечательных пойнтеров Флока и Клемента, так что уже можно успешно использовать их в племенной работе. Результаты будут более ожидаемые, чем от вязок с неизвестными иностранцами, пусть даже и феноменальными. На выставке экспонировалось четыре прямых потомка Клемента и один Анжара. От сына Флока перводипломника Анжара уже получено несколько интересных в поле молодых собак, черный кобель был лучшим среди юниоров на Всеукраинских состязаниях по перепелу.

На выставке у целого ряда красно-пегих пойнтеров бросались в глаза прямые задние рычаги и шокирующие, длиннющие, задранные вверх пруты. Эти недостатки в породе я особенно не приемлю. Считаю, что в этот раз несуразно смотрелся первым в ринге вздернутый на ногах с прямыми рычагами Рэмбо Худошиной. Это ляп, допущенный польским экспертом, замечен многими. Прямые задние рычаги - тот недостаток, который был свойственен некоторым линиям пойнтеров прежних лет, мы всегда боролись с ним и на выставках прямозадые собаки никогда не ходили первыми в рингах. Прямые рычаги и у отца Рэмбо Кварка (Роки) Блохина, это надо обязательно учитывать при подборе пар для его наследников.

Выставка была очень успешной для потомков Арко Джаналу Иванова. Лик Егорчеко – чемпион выставки, второй его сын Ричард Щербака, хоть и поставлен вторым за своим племянником Гектором, по моему мнению – самая пропорциональная и «ладно сбитая» собака выставки. Сын Ричарда Арамис первый в ринге в младшей возрастной группе. Внук Арко Гектор Маглеванного признан лучшим представителем породы. Надо сказать, что кровь Арко Джаналу Иванова через его внуков Лика Егорченко, Ричарда Щербака и Флору Бурбеля, накопилась в украинских пойнтерах уже в столь достаточном количестве, что в дальнейшем не желательно допускать инбридинг на вышеназванных собак, иначе положение с прутами в этой линии может усугубиться. У нас достаточно пойнтеров, которые круто держат пруты не только в рингах и стойке, но и на поиске. Я уже видел в поле завезенного пойнтера, размахивающего на ходу над травой саблевидным прутом – ужасное зрелище.

Как-то не рассчитывал, что придется писать обзорную статью об украинских пойнтерах, иначе бы более пристально и оценивающе смотрел их на рингах Всеукраинской выставке. Я толком не рассмотрел трех потомков Квинто Александрова от Весты Постолова, но на состязаниях мне очень понравился сын Квинто Батис Андреева. А внуков замечательного по стилю Капоне нужно обязательно пустить в племя, чтобы не утерять его ценную кровь.

В ринге кобелей старшей возрастной группы был заметен, прошедший третьим, последний сын моего Кизил-Тома и внук Рея Корумы красно-пегий Марк-Грей Кузьмина, по матери в нем течет четвертинка итальянской крови. Очень видная и нарядная собака с прекрасной головой и огромными, очень выразительными, черными глазами. Этот молодой кобель имеет дипломы II степени по фазану и куропатке и шесть классных потомков всего за две вязки, потому заслуженно вошел в элиту выставки. У него прекрасный ум и железная психика, потому рекомендую его для вязок с нервными суками. Мне приятно, что Том на 11 году жизни сумел «сообразить» такого интересного щенка, ставшего его 57 классным потомком.

Хочу обратить внимание владельцев сук на очень перспективного полуторагодовалого черно-пегого Фрая Молотовникова, который по настоящему блеснул в финале Веукраинских состязаний по перепелу и стал их вторым призером. Через своего отца Френски Голубченко он несет очень интересные крови.

Красно-пегая Стелла Бакулина была, пожалуй, лучшей среди пегих сук – безупречные линии корпуса и косые рычаги. Она положительным образом засветилась в финале Всеукраинских состязаниях своей страстью и манерой работать исключительно верхом. Но ей свойственна тугая подводка – недостаток, который имеют очень многие современные пойнтера, поэтому при подборе пар надо обращать пристальное внимание на этот фактор.

Что больше всего волнует душу человека на склоне лет? Конечно воспоминания о незабываемых событиях молодости. На последних крымских состязаниях по перепелу за вечерней трапезой С. Тюмин, неожиданно для всех, достал пожелтевшие бумаги и начал читать выдержки из отчета известного московского эксперта и знаменитого ирландиста Романа Сергеевича Казьмина по крымским состязаниям 1976 года. На описании работ некоторых собак присутствующие, то и дело, недоверчиво восклицали: «Неужели такое может быть, и тем более 31 июля!». При современном уровне работы основной массы легавых такие прихватки перемещенных перепелов сейчас действительно могут казаться фантазией. Привожу два эпизода работы пойнтеров, удостоенных тогда дипломов I степени. Замечу, что Казьмин заставлял членов комиссии В. А. Морозова и В. И. Сидоркина все работы собак обязательно измерять шагами.

Чемпион состязаний Веста Пахомова: «Наведена на перемещенного перепела. По приказанию ведущего сузила параллели и сбавила ход. Прихватила запах, весьма уверенно протянула 9 метров и твердо стала. По первой команде легко и быстро подала перепела, снявшегося в 6 метрах от собаки с точно замеченного места. При выстреле легла». Оценка 994 99 558 455 99= 90.

Второй призер Джерри Стоячко: «С довольно быстрого хода прихватила в 1/4 ветра, задрав голову выправила на ветер, протянула по собственному перемещенному перепелу 3 метра и твердо стала в 12 метрах от места его посадки. По посылу стремительно «выбила» перепела из люцерны и по команде легла». Оценка 894 89 558 554 88 =85.

Свидетель тех состязаний В.И. Поддубный заверил всех, что именно так все и происходило. Одна особенность расценки обеих этих перводипломниц - только «четверки» за манеру причуивания. Из 14 дипломированных на состязаниях собак тогда только у английского сеттера Алмаза Семенко «пятерка» за «верх», зато целых четыре «тройки», в оценке этого качества. Дотошный Казьмин был особенно строг, во многом потому, что привык видеть работу собак на болоте, где условия несравненно легче чем в июльской степи. У Весты снят балл за стиль девяти балльного хода из-за манеры держать голову лишь на уровне спины. Как видим, в те времена тоже очень строго подходили к оценке стиля.

Именно тогда, в полдень, я показал всем, что натренированная, чутьистая и опытная собака может сработать птицу даже при температуре выше 30 градусов. В считанные минуты семилетняя Джерри сделала несколько широких параллелей и дважды уверенно отработала перепелов. По прямой мы удалились от зрителей едва ли на 100 метров. Сопоставьте все эти факты с высказываниями моих оппонентов о том, что взгляды мои давно устарели, нечего вспоминать давно ушедшее, «цепляться» за крови старых аборигенных собак и, что только теперь, благодаря завозу собак из заграницы, появились в Украине настоящие легавые.

И в заключении не могу не сказать, что своей жизнью я опроверг бытующее мнение, что у человека может быть только одна стоящая собака. Все мои пойнтера, хотя в чем- то уступали, а в чем-то превосходили друг друга, все были «личностями», имели отличный экстерьер, не раз побеждали на Республиканских и Всеукраинских состязаниях, все оставили заметный след в породе, потому заслуженно становились чемпионами выставок. Но главное – все они были великолепными помощниками на охоте. Мой последний пойнтер Мэйсон, через дела Кизил-Тома и мать Рону Телика имеет в родословной всех собак, которые когда-либо были у меня: дважды Сары-Тома и Тома, восемь раз черного Демона (через выдающихся полевиков Патрика Шишова, Далси Бузина, Мегги Головченко и Рону Ломтенкова) и двенадцать раз Джерри. Я выбирал его щенком у Л. Телика, но волею судьбы он попал ко мне только через три года. Никто не смеет назвать этого поразительно умного пса заурядной собакой, приходится только иногда слышать: «Опять Стоячко повезло!». Его однопометница Веста Постолова тоже известная в Украине собака.

В заключении хочу пожелать всем, кто прикипел душой к пойнтерам, делать все возможное, чтобы эта порода процветала, побеждала на всех состязаниях и не теряла своих уникальных рабочих качеств.

А. Стоячко

Источник

Просмотров: 1416