С курцхааром в болоте и на воде
Велики и разнообразны охотничьи угодья страны, но по-особенному привлекательны луга и болота. В таких местах обитают бекасы, дупели, коростели, погоныши, камышницы и другие виды куликов и пастушков. Охота по болотной дичи - лучшая школа становления первопольной легавой.
Бекас - небольшая птица отряда куликов, охота на нее из-за трудности стрельбы считается одной из самых интересных. Окрас бекаса коричнево-бурый с черными полосками на спине и груди и белым брюшком. Вес 90-150 г. Селится в топких, с ржавой водой, открытых местах болот и лугов. Легавые обычно причуивают его с расстояния 18-25 м, а оттренированные и более чутьистые - с 35-50 м. В средней полосе страны появляется в первой половине апреля и держится до второй половины октября.
Брачные игры (тока) бекасов весьма разнообразны. Токующий самец с характерным криком "тэке-тэке-тэке" плавно уходит ввысь, так что его иногда трудно увидеть, и после нескольких кругов, раскрыв крылья и хвост, устремляется вниз. Хвостовое оперение птицы, рассекая воздух, издает дребезжащий звук, напоминающий блеянье ягненка. Такие пируэты повторяются многократно. Полет токующего бекаса красив и эффектен.
В период токования бекасы разбиваются на брачные пары. Гнезда устраивают на кочке с густой прошлогодней травой. После кладки из 4 довольно крупных яиц забота о высиживании птенцов и воспитании потомства полностью ложится на самку. Птенцы появляются через 18-20 суток, в трехнедельном возрасте способны перепархивать, а в месячном - прилично летают. Питаются бекасы червями, личинками насекомых, мелкими моллюсками, добывая их длинным клювом из мягкой болотистой почвы или из тины, особенно охотно жируют на ржавых болотах.
Бекас - строгая и пугливая птица. Работа по нему с горячей, несдержанной легавой затруднена. Старые, еще не успевшие набрать вес бекасы очень осторожны и будут срываться с расстояния 40-50 м от собаки. Молодые менее пугливы и лучше выдерживают стойку. Результативная охота на бекасов начинается к концу августа, когда старые птицы ожирели, стали более тяжелыми на подъем и близко подпускают собаку. Но лучше всего эти птицы выдерживают стойку легавой в жаркое время дня и в тихую дождливую погоду.
Взлетающий с резким криком "кехч-кехч" бекас летит быстро и зигзагообразно, стрелять по нему трудно. Охотники-спортсмены ставят охоту на бекаса с легавой выше других охот, сбитую птицу считают наградой, доступной только искусному стрелку, "красной" дичью, мясо которой обладает высокими вкусовыми качествами. Стреляют дробью не крупнее № 9.
Валовый пролет бекасов в средней полосе страны происходит обычно в конце сентября-октябре, затягиваясь до наступления холодов. Готовясь к отлету на юг, бекасы собираются в крупные стаи. Охота становится затруднительной - ни собаку, ни человека птицы близко не подпускают и срываются с сидок стайка за стайкой.
Дупель тоже из отряда куликов, распространен от западных границ страны до долин Енисея и Вилюя на востоке. По оперению сходен с бекасом, но имеет серовато-желтую в темных пестринах грудь и белые рулевые перья по бокам хвоста. Он крупнее бекаса в полтора-два раза, достигает веса в 220-300 г.
Дупель - молчаливая, скрытная птица, ведущая почти ночной образ жизни. День проводит, затаившись среди густой травы или кочек; оживляется с наступлением сумерек, вылетает кормиться на лужи, разбитые скотом сырые выгоны, топкие берега речек и озер. Мягким и длинным клювом достает корм из насыщенной водой болотной почвы. Основная пища - черви, личинки насекомых, мелкие моллюски, на полях кормится злаками, чаще просом.
Дупели прилетают в среднюю полосу в конце апреля, на две-три недели позднее бекасов, токовать начинают с установлением теплой погоды, собираясь с наступлением темноты довольно многочисленными группами, иногда до 30 и более птиц. На достаточно сухих лугах на закате солнца раздаются негромкие звуки, напоминающие кваканье лягушек. Это самки созывают на ток самцов, которые, прилетев, отвечают трещанием, похожим на стук швейной машины или на звук бьющегося об стекло крупного жесткокрылого насекомого. Иногда самец издает свист, очень похожий на свист человека, только более короткий и глухой. Токование продолжается весь вечер, ночь и заканчивается к семи часам утра.
Токуют и гнездятся дупели из года в год на одних и тех же местах. Гнездо устраивают на подходящей кочке в кустарниках. В кладке обычно четыре довольно крупных яйца сероватого цвета с бурыми пятнами. Пуховички появляются через 17-18 дней, а еще через 20-25 дней прилично летают. С 6-недельного возраста молодые дупели начинают вести одиночный образ жизни, при малейшей опасности крепко затаиваются, крайне неохотно поднимаются на крыло. Так же ведут себя и взрослые птицы. По окончании сезона токования самцы для линьки забираются в труднодоступные, заросшие кустарниками болота.
Дупель хорошо выдерживает стойку легавой, близко подпускает охотника. Взлетает с диким глухим покрякиванием, летит медленно, прямолинейно, на высоте два-три метра и садится не далее 60-70 м, крепко западая в сидке. Через 8-12 мин он начинает двигаться и становится доступным для причуивания собакой. Сильно напуганный, может лететь быстро, высоко и улететь за 400-600 м.
Любимое местонахождение дупелей - потные луга с невысокой травой и не очень сырые кочковатые болота с зарослями кустарников. Во второй половине лета молодые дупели и перелинявшие старые перемещаются на более чистые пойменные луга, особенно где пасут скот. В дождливые периоды, когда обычные дупелиные места оказываются залитыми водой, птицы перелетают на более сухие выгоны домашнего скота, в просяные, гречишные, капустные или картофельные поля и даже на вспаханные под пар. В таких же местах следует искать и высыпки пролетных птиц.
Охота на дупелей с легавой состоит из двух периодов - на местовых и пролетных по высыпкам. Местовые дупели обычно держатся одиночками или группами по 4-6 птиц, пролетные же идут всегда группами, иногда весьма многочисленными. К отлету на юг птицы сильно жиреют; у некоторых подстреленных дупелей после падения на землю на грудке лопается кожа, обнажая слой жира. Улетают местовые дупели на юг с середины и до конца августа. Высыпки пролетных северных дупелей в средней полосе можно встретить и в первых двух декадах сентября.
Иногда численность пролетных дупелей оказывается столь значительной, что места их высыпок для охотника с хорошо поставленной легавой становятся истинным охотничьим эльдорадо. Так, в 1980 г., на пойменных лугах близ дер. Воронья Нога (Калининская обл.) после недельных дождей мой курцхаар Риф поднял более четырех десятков этих долгоносиков, находя их через каждые 60-100 м. К сожалению, хороших дупелиных угодий становится все меньше, и там, где проводится интенсивная мелиорация земель, исчезают веками обжитые поселения этих птиц. Численность дупелей в последние годы повсеместно снижается. Академик М. А. Мензбир пришел к выводу, что дупель может стать вымирающей птицей, но охота на бекаса еще долго сохранится в многочисленных болотных угодьях страны.
Стрельба дупелей не представляет трудностей; стреляют их дробью № 9, предварительно отпустив от себя на 15-20 м.
Коростель - житель луговых просторов. В его окраске преобладают рыжеватые и охристые тона. Вес 200- 250 г. Увидеть коростеля трудно, но услышать легко. С вечера и до утра в лугах с некоторыми промежутками раздаются далеко слышимые резкие скрипящие звуки "дерг-дерг", за что коростеля часто зовут дергачом или дергуном. Это звуки токующего самца, призывающего самку; они же, по-видимому, и вызов сопернику.
Появляются коростели в средней полосе в конце апреля. Селятся на сухих и потных с кустарниками лугах, по кочкарникам и заросшим высокой травянистой растительностью канавам, всегда вблизи речек и озер, по соседству с хлебными полями. Они полигамы. Самка устраивает гнездо на земле; в кладке 8-12 яиц, насиживаемых в течение трех недель. Она является заботливой матерью, способной самоотверженно защищать своих быстро подрастающих птенцов. В южных районах страны старые самки нередко дают по 2 выводка птенцов за лето. Питаются коростели насекомыми, их личинками, червями, гусеницами, семенами трав, хлебными злаками.
Коростели ведут скрытный образ жизни. Неохотно поднимаются на крыло, предпочитая спасаться от преследования бегством по густой траве, чему способствует их сложение - вытянутое и сжатое с боков туловище, длинная шея, короткий хвост, высокие ноги. Даже опытной легавой подчас трудно поднять его с земли. Коростель не выдерживает стойки и убегает от собаки. Взлетает коростель, только когда все пути к бегству оказываются отрезанными. Летит плохо, низко и очень медленно, неуклюже свесив ноги. Управлять полетом в ветер не способен.
К началу сентября коростели сильно жиреют, лучше выдерживают стойку, и охота на них с легавой становится более доступной. Однако стрельба их чаще всего носит попутный характер при охотах на болотную и луговую дичь, но во время осеннего пролета (в средней полосе это вторая декада сентября) эта птица становится завидной дичью. На заливных лугах можно набрести на обильную высыпку жирных, взматеревших за лето коростелей, которые держат стойку и быстро поднимаются собакой на крыло. Стреляют их дробью № 9, отпустив от себя на 15-20 м.
Камышница достигает величины чирковой утки. Обитает в болотных крепях, соседствующих с участками открытой воды, заросшей кувшинками, ряской и другой водной растительностью. Она легко и быстро бегает, свободно передвигается в густых болотных зарослях и хорошо плавает. Ведет скрытный образ жизни, заметно оживляясь с наступлением сумерек. После захода солнца и рано утром камышницы выплывают на открытую воду и начинают перелетать с места на место. Летают медленно, часто взмахивая крыльями. На этих перелетах камышниц стреляют из укрытий, используя курцхаара только для розыска и апортирования сбитых птиц. Стреляют их дробью № 7.
В августе отправляются на юг дупели, а в сентябре - начале октября улетают бекасы, коростели, камышницы и кулики. Но не думайте, что болота опустели и охота по болотной дичи с курцхааром закончена. В свободные октябрьские и ноябрьские дни берите ружье и четвероногого помощника и отправляйтесь в угодья, где летом встречали бекасов. В местах, где обычно держались эти птицы, появляются гаршнепы.
Гаршнеп распространен от западных границ страны до бассейна реки Колымы. Преимущественными местами его обитания являются южная полоса тундры и зоны тайги, но гнездится он и в Нечерноземье. Этот долгоносик- самый маленький представитель бекасиных, весом до 90 г, окрашен довольно нарядно - преобладают охристые, рыжие и белые тона, верхние плечевые перья оранжевые, на голове широкая черная полоса, верхняя часть шеи орехово-коричневая, черные перья на плечах и спине с металлическим фиолетовым или зеленым отливом. Клюв и глаза бурые, ноги оливково-бурые.
Прилетают гаршнепы рано, с появлением проталин и проточин по краям рек и болот. Для гнездования выбирают болота с негустой травянистой растительностью, не слишком залитые водой, но топкие, с трясинами и участками жидкой грязи. Питаются червями, личинками насекомых, слизняками, но больше семенами и побегами болотных растений. Заботы о потомстве всецело лежат на самке. В гнездо, устраиваемое на сухой кочке, она откладывает четыре яйца, по величине схожих с бекасиными. Гаршнеп ведет ночной образ жизни, затаиваясь днем на сидке. Сидит очень крепко, взлетает с явной неохотой и поднять его без собаки почти невозможно. Стойку легавой держит хорошо, почти под самой ее мордой.
Полет гаршнепа медленный и спокойный, напоминает летящую бабочку, но в ветреную погоду становится быстрым и неровным. Встречный ветер сбивает его, бросает из стороны в сторону, и стрельба из простой и легкой вдруг становится сложной и трудной.
Гаршнепы задерживаются с отлетом на юг до наступления заморозков и даже до первого снега: сказывается северная природа птиц. Отлетающие гаршнепы встречаются довольно большими группами, и охота на них с курцхааром в позднее время осени всегда доставляет охотнику большое удовлетворение. Стреляют гаршнепов самой мелкой дробью № 11 или 12.
Основными объектами охоты с легавыми на водоплавающую дичь являются широко распространенные и весьма многочисленные породы диких уток. И хотя эта ходовая охота с легавой сопряжена с преодолением топких и труднодоступных мест, она не лишена своей красоты и поэтичности, требует умения быстро и метко выстрелить по стремительным чиркам и свиязям, по неожиданно и шумно поднимающимся кряквам или по внезапно налетевшему табунку серых гусей.
На охоте на водоплавающих легавой собаке приходится преодолевать густые заросли водной растительности и много плавать. Поэтому особенно хороши для таких охот сильные, чутьистые, выносливые и в любую погоду охотно работающие на воде немецкие легавые.
На утиной охоте немецкий курцхаар с присущей ему энергией разыскивает сидящих в крепях, заканчивающих сезонную линьку старых селезней и укрывающиеся в прибрежной растительности утиные выводки, поднимает их на крыло под выстрел охотника, а сбитых птиц разыскивает и апортирует и с суши, и с воды.
Неоценимую помощь окажет ваш воспитанник и при стрельбе уток на вечерних перелетах к местам жировок. Стоять на вечерней заре надо под защитой растительности или стогов сена, около речек и озер, над которыми тянут птицы. Курцхаар в продолжение всей охоты находится рядом с охотником и посылается в розыск только за сбитой птицей.
Точная стрельба по летящим уткам в позднее вечернее время затруднительна, сбитые птицы падают в высокую траву, заросли кустарников, камыши, и найти их в густеющих сумерках или наступающей темноте без помощи собаки чрезвычайно трудно. Ваш курцхаар, получив соответствующую команду, разыщет и принесет сбитых птиц и не даст скрыться подранкам. Лучшим трофеем утиной охоты считается кряква. Стреляют уток и лысух на летней охоте дробью № 5 и 6.
Широкое использование курцхаара по водоплавающей дичи начинайте со второго поля, когда надежно усвоены техника и приемы охоты на болотную дичь. Сам принцип охоты на уток прямо противоположен принципу охоты на дичь со стойкой, и поэтому не следует усложнять обучение молодого курцхаара усвоением взаимно противоположных методов.
...На открытие летней охоты на болотную и водоплавающую дичь пригородной электричкой едем в Виноградовское охотхозяйство. Каждый приезд сюда - как встреча со старым другом. Все знакомо: станция, лес, пойма, люди. Приветливо встречает егерь, подробно рассказывает, где и какая держится дичь, куда пойти с собакой. Долго не спится - волнуюсь еще до выхода в поле. Неспокойно спит и собака: то часто перебирает во сне лапами, словно куда-то бежит, иногда нервно взлаивает, вскакивает с коврика и, убедившись, что я в постели, тяжело вздохнув, снова ложится на свое место.
Затемно уходят на озера любители охоты на уток. Мы же пойдем по дупелям спустя час-полтора после восхода солнца. Стрельбу дупелей из-под легавой предпочитаю утиной охоте. Обутый в легкие кеды идешь по отаве, любуясь живописным пейзажем и красивой работой собаки.
Пущенный в поиск Риф, высоко подняв голову, широким челноком идет строго против ветра. Вначале поиск безуспешен. Только выйдя на растоптанные стадом потные луга, он сходу прихватывает птицу и, протянув сполна все тридцать метров, останавливается в красивой стойке перед колком не-выкошенной травы, в небольшой луговой впадинке. По команде кобель поднимает дупеля. Птица взлетает с характерным тихим и глуховатым покрякиванием и, перейдя в прямолинейный полет, падает после выстрела.
Риф энергично работает. К десяти утра в сетке шесть длинноклювых птиц; можно поохотиться и на уток. Впереди бочаг, по краям густо заросший осокой. Беру собаку к ноге. По ряске, сплошь покрывающей зеркало воды, многочисленные дорожки - следы утиных жировок. Риф сразу прихватывает дичь. По команде бросается в воду и с противоположной стороны, из осоки, поднимаются чирки, два из которых пополняют трофеи. Укладывая в сетку взятых птиц, вижу над лесом пятерку крякв. Стайка круто разворачивается и со снижением идет в нашу сторону. Жестом руки укладываю на берегу Рифа, а сам приседаю в осоке. Кряквы налетают с тяжелым свистом. После дуплета одна утка падает рядом с собакой. От неожиданности Риф отскакивает в сторону, а затем бросается к птице и лапой прижимает ее к земле.
По луговой дороге возвращаемся на егерский пункт, а к вечеру, когда стынет солнце и спадает жара, мы на станции Виноградово ожидаем электричку на Москву. Из окна вагона открывается пойма. В лучах заходящего солнца густеют ее краски. Справа Фаустовские леса. В них через два месяца с Рифом будем брать зайцев.
Н. Власов
"Охота и охотничье хозяйство № 07 - 1990 г."