Статьи

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


Настала пора немного поговорить о самих свойствах так называемого «оружейного ореха». Для того что бы понять предмет разговора необходимо заглянуть «внутрь» материала. От чего зависят и на что влияют физико-механические свойства, которые принято рассматривать в двух направлениях, так сказать, вдоль и поперек.

Существуют три основных направления распила. (Рис 1.)

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


А - поперечный (торцевой) разрез проходит перпендикулярно оси ствола. Б – радиальный разрез – продольный, проходит через центр, сердцевину ствола. В – тангенциальный разрез проходит на некотором расстоянии от сердцевины. На торцевом разрезе мы увидим внутреннее строение ствола. 1 – сердцевина; 2 – сердцевинные лучи; 3 – ядро; 4 – заболонь; 5 – кора.

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


Сердцевина диаметром 2-5 мм состоит из рыхлой ткани. Древесина нарастает вокруг сердцевины концентрическими окружностями – годичными кольцами (рис 2-А), которые имеют не однородное строение. Ранняя древесина (в кольце она ближе к ядру) (рис 2-Б) нарастает весной и в начале лета. Она более рыхлая, в ней расположена большая часть сосудов, и отличается более светлой окраской. Поздняя (ближе к коре) (рис 2-В) значительно темнее и нарастает в конце лета и осенью. Показатели физико-механических свойств ранней древесины значительно отличаются от показателей поздней. Поздняя плотнее, её усушка, особенно радиальная, больше, пористость и соответственно водопоглощение ниже. А прочность в два-три раза выше. Именно соотношение ранней и поздней древесины влияет на качество древесины. Это следует учитывать при отборе заготовок для будущего приклада. Чем меньший объем в годичном кольце занимает ранняя древесина, тем выше качество материала. Следует обращать внимание и на размер самих годичных колец. Узкие кольца на радиальном срезе говорят о медленном росте дерева и соответственно о более плотной древесине.

Сердцевинные лучи служат для проведения питательных веществ в горизонтальном направлении, от сердцевины к коре и для хранения питательных веществ в зимний период. Они есть у всех пород, но хорошо различимы лишь у некоторых лиственных, на пример бук (фото 1 и 2),Обратите внимание на трещину, растущую в радиальном направлении параллельно лучам.

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


клен, граб. Не зависимо от того видно их или нет лучи эти уменьшают сопротивление скалыванию и раскалыванию в радиальном направлении. Зная это легко понять, почему дуб, имея 36% содержания лучей от общего объема древесины или бук (27%) колются легче, чем орех (16%) или ясень (15%). В пределах одной породы дерева содержание лучей тем выше, чем лучше условия произрастания. У некоторых тропических пород объем может превышать 50%. (Фото 3)

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


Вот ответ на вопрос: почему многие, казалось бы, очень эффектные и твердые породы не находят применение при изготовлении лож и прикладов.

Несколько слов о порах, которые правильнее называть сосудами. Это элементы строения древесины в виде трубок различных размеров и присущих только лиственным породам. (Фото 4)

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


Диаметр крупных составляет 0.2-0.4 мм, мелких – 0.016-0.1 мм. Длина их у ореха не превышает 10 см, а у ясеня доходит до 18 метров. Если есть сосуды, то есть и «тромбы». Только называются они тиллы. Но назначение, то же – закупоривать сосуды. И, в отличие от человека, это не болезнь, а естественный процесс. Тиллы закупоривают сосуд на всем его продолжении. Это приводит к снижению проницаемости ядровой древесины для воздуха и влаги. Клетки ядра отмирают. В сосудах происходит полимеризация природных смол и кристаллизация минеральных веществ. При достаточном увеличении эти кристаллы хорошо различимы у черного ореха. (Фото 5)

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


На мой взгляд, именно кристаллы могут выступать в роли катализаторов непредсказуемой полимеризации льняного масла, проявляющиеся на поверхности пропитанного приклада в виде светлых пятен и полос. (Фото 6)

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


Благодаря закупоренным сосудам древесина ядра приобретает необходимые для нас свойства. Количество сосудов и их площадь возрастают от корня к вершине. То есть в корневой древесине сосудов мало, да и те уже «затилленные», а к вершине сосуды здоровые и полые. Вот еще один плюсик для предпочтения комлевой или корневой ядровой древесины. Я полагаю, что этой информации вполне достаточно, чтобы задуматься, а надо ли на самом деле так тщательно все «порозаполнять». Природа уже об этом позаботилась. Ведь в большинстве случаев порозаполнением достигается только изменение (и улучшение здесь – очень спорный вариант) декоративных качеств отделки. Многие производители стараются сохранить сосуды на уже отделанной поверхности. А на, разного рода, пленочных покрытиях даже имитируют их. Хотя поклонников «шифоньерной» поверхности, так дорогой сердцам наших соотечественников, тоже предостаточно.

В растущем дереве заболонь – живая, периферическая зона дерева. И в сосудах заболони тоже образуются тиллы, но назначение их иное. Тиллы останавливают сокодвижение в зимний период и исчезают с приходом весны. Теперь легко понять, почему заготовку древесины производят в зимний период (хотелось бы верить, что именно так и происходит). Потому что сосуды все закрыты и влагопроницаемость материала в дальнейшем будет значительно ниже, чем у древесины, заготовленной в другие периоды. Ядро же это мертвая, не участвующая в физиологических процессах центральная зона. В раннем возрасте древесина состоит только из заболони. У одних пород (орех, ясень, яблоня) центральная часть приобретает темную окраску. Такие породы называются ядровыми. У других ядро не отличается по цвету от заболони (безъядровые породы). Но в отельных случаях потемнение ядра все же, происходит – образуется ложное ядро (береза, бук, клен). Наличие ложного ядра говорит о будущем загнивании. В срубленном дереве биостойкость ядра выше, чем биостойкость заболони.

Очевидная разница в строении ядра и заболони, а также времени заготовки древесины, её спелости приводят к спорам, возникающим не только у костра, но и на оружейных форумах. Где авторитетность измеряется количеством написанных постов, а не приобретенными знаниями и опытом.

- Уважаемые! Подскажите что делать! Стал пропитывать свой приклад, как вон тот, что по ссылке №….., а он после третьего слоя уже масло не втягивает! – спрашивает очередной «улучшатель» - новичок.

- Да ты делаешь не правильно! Мой приклад три месяца масло исправно впитывал, зато теперь как пластмассовый! – отвечает «уважаемый».

- И понеслось: « Орех не тот!», «Варить надо!», «А масло у тебя рафинированное или нет?», «Надо каждые три дня на солнце выставлять!».

И возникает уже целое сообщество любителей вареных прикладов. И появляются новые «рецепты», изобретаются новые «фритюры». А у того, кто спрашивал, все равно масло в приклад не лезет. Но о покрытиях, пропитках и пр. поговорим попозже.

А вот разговоры об «усталости» ореха, когда головка, шейка приклада буквально крошиться в руках, вовсе не пустые. Причем «устает» он даже на ружьях, не имеющих, серьезного настрела, ружьях, изготовленных в те времена, когда не было ещё «турецких бань» для сушки заготовок. После которых орех сохраняет только декоративные качества, а приклад из него изготовленный ломается на третьем выстреле. (Фото 7)

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


Древесина на изломе похожа скорее на перепревший полок общественной бани, чем на Королевский орех. (Фото 8)

Долгий путь к оружейному ореху. Часть 4.


Значит дело не только в чисто механических нагрузках и выпаренной древесине. Конечно, можно заподозрить в этом биологическое разрушение грибками и гнилью, но это встречается не так часто. Почему же древесина становится со временем хрупкой? Послушаешь хозяина – ухаживал регулярно, смазывал обильно. Вот в смазке, предназначенной для металла, но не для дерева все и дело. Не редки случаи, когда действуя по принципу «кашу маслом не испортишь», владельцы буквально поливают свои ружья из масленки. Откручиваешь затыльник, а дерево насквозь пропиталось.

Придется заглянуть еще «глубже» в строение древесины, в её химический состав. На долю неорганической части приходится от 0.2 до 1.7%. Органическая же часть состоит из целлюлозы, гемицеллюлозы, лигнина и экстрактивных веществ (смолы, камеди, танниды, пектины и т.д.). Целлюлоза или клетчатка – главная часть клеточных стенок, обеспечивающая прочность и эластичность древесины. Не растворяется в воде и органических растворителях, но вступает в реакцию со щелочами, читай щелочными маслами, промывками. Реакция сопровождается разбуханием и структурными превращениями (образуется оксицеллюлоза – достаточно хрупкое вещество). В присутствии кислот происходит гидролиз целлюлозы с разрушением макромолекул.

Гемицеллюлоза, входя в состав клеточной стенки, выполняет функцию цементирующего материала. И та же беда – гидролизуется в кислотах и растворяется в щелочах. Лигнин – природный полимер, содержащийся в одревесневших растительных тканях. Он придает клеточным стенкам жесткость и прочность. Природный лигнин легко окисляется, взаимодействуя с хлором, растворяется при нагревании в щелочах, водных растворах серной кислоты и её кислых солей. Может быть переведен в растворимое состояние при воздействии аммония, содержащего сернистый ангидрит. А именно этот ангидрит входит в состав пороховых газов. Конечно не сразу с прилавка начинается разрушение древесины, а постепенно в течении многих лет. Но ограничить это разрушение, избегая попадания минеральных масел для смазки оружия и средств, для его чистки вполне доступно каждому владельцу оружия. Надеюсь, что не слишком утомил читателя своими выкладками, ведь впереди еще разговоры о сушке, выдержке, усушке, усадке, короблении, а ежели дело дойдет то и до изготовления прикладов…

Автор статьи Basskachi

Просмотров: 1401