По вальдшнепу с легавой
Когда отойдут теплые и задумчивые деньки «бабьего лета» и, как писал поэт-охотник,
«Гортанные крики
уронят казарки
От северных нежно мерцающих звезд»,—
начинается время последней охоты с легавой — охоты на вальдшнепа. Из многочисленных охот с легавой собакой эта охота — самая красочная и разнообразная. Счастлив тот, кто может в октябре с хорошей собакой провести несколько дней в заветных местах вальдшнепиного пролета. В тихий, сумрачный день осеннего предзимья, не рано утром, когда сойдет иней с побуревшей травы, вы выходите из деревни и тут же за околицей пускаете в поиск собаку. Осенний вальдшнеп держится на опушках, и делеко идти нет смысла. Опытная собака сразу же устремляется к кромке леса. Вы еще и не успели вложить в ружье патроны, а собака уже перешла на потяжку. Несколько замедленных шагов и... стойка! Немного удивленная, точно собака не верит, что так быстро нашла дичь. И вот первая добыча в руках охотника.
Вновь собака уходит в поиск. Легко охотиться с собакой в «белой рубашке». Такая заметна издалека. Хуже когда собака «защитных» осенних тонов. Хорош ирландский сеттер на ярко-зеленой отаве. Зато трудно разглядеть его в мозаике осенней листвы, «Белым платочком» мелькает в ольшанике «англичанка». Страстная собака, не находя птицы, все набирает ход, и вот уже нет «белого платочка». Собаки не видно несколько минут. Значит, стоит! Вы лихорадочно ищите ее, и вот оно — «чудесное виденье». Через густую вязь почти облетевших кустов вы замечаете знакомый силуэт. Поза напряженная, голова высоко поднята,— значит, птица далеко. Быстро подходите. Уши вашей любимицы слегка вздрогнули от хрустнувшей под ногой ветки. «Вперед!» — и собака охотно устремляется в заросли. Охотники говорят, что «вальдшнеп бегает как лошадь». Правда, это больше, относится к молодым, местным птицам. Пролетный, северный вальдшнеп жирен и смирен. С короткими приостановками собака преследует птицу. Вальдшнеп не взлетит где попало. Он обязательно поднимется, закрывшись стволом дерева, за елкой, в самой чащобе. Наконец собака словно упирается в невидимую стену. Ее чувства — чутье, зрение, слух — там, откуда исходит этот манящий, завораживающий запах. А на багряных осиновых листьях среди пожухлой травы сидит золотая чудо- птица охотничьей мечты — осенний вальдшнеп.
...Одна работа сменяет другую. С быстрой чутьистой собакой главная забота — найти ее на стойке. Гремят выстрелы. Осенью, чаще чем весной, подбитый вальдшнеп застревает в кронах деревьев. В середине дня хорошо попить чайку, особенно если на ремешках ягдташа уже висит пара вальдшнепов. В поймах лесных речек, по которым идет пролет, можно встретить глухаря, тетерева или рябчика. Как волнует и охотника и собаку длинная подводка за убегающим глухарем. С каким оглушительным грохотом наконец «взорвется» он, прижатый к чистому болоту. Удержись стрелок! Обрати разбушевавшуюся охотничью страсть на собаку. Уложи, успокой ее долгой лаской и говори ей нежные слова: «Душенька, умница — ты словно волшебный ключик, открывающий невидимые двери, за которыми скрыты тайны леса. Спасибо тебе!» Ну, а уж если прихватит легавая разомлевшего на полуденном солнце косача, присоединится он тогда к связке вальдшнепов.
Кончается короткий октябрьский день. Кончается до следующего года охота с легавой. Лежат на рюкзаке золотые птицы, а рядом отдавшая все силы собака.
На переломе сезонов сойдутся у костра «легашатники» с «гончатниками». Одни с грустью — сезон закончился, другие с радостью — сезон только начинается, будут обсуждать события охотничьего дня, но тем и хороша охота, что она вечным праздником переходит из сезона в сезон, из года в год, из века в век!
М.Калини
по материалам журнала "Охота и охотничье хозяйства" 1984г.