Фотоуроки. Как сделать фоторепортаж с испытаний и состязаний легавых.
Фотография может превратить мгновение в вечность.(с)
Вы не найдете в моем блоге традиционных уроков. Я буду писать только о собственном опыте. Сегодня о том, как сделать фоторепортаж с испытаний и состязаний легавых собак по полевой, болотно-луговой и боровой дичи. Я расскажу об экипировке, об особенностях съемки и параметрах, об обработке таких репортажей.
1. Экипировка.
Начнем с техники. Во-первых не стоит брать много объективов - менять их в полевых условиях крайне неразумно. Нужен телевик с фокусным расстоянием от 70 до 400. Я снимаю на 70-200. На более коротком фокусном расстоянии общие планы, а работа собаки снимается, в основном, на 200. Так же отлично подойдут 100-400 и 28-300 от Canon. И они достаточно легкие, чтобы носить их целый день. Какая у вас камера не так уж и важно. Пожалуй, только первый "пятак" от Canon не успевал фокусироваться, все остальные современные зеркальные камеры отлично справляются. Защищайте технику от влаги. У меня всегда в кармане пакет и резинки. Защищайте линзу блэндой, даже если дождя нет, поскольку собаки бегут, грязь и брызги из-под лап летят, трава, осока, кусты - все это может повредить оптику. Запасайтесь флеш-картами и аккумуляторами, потому как может оказаться, что места там дикие, электричества нет, воды нет (точнее вода есть, та, что с неба льется, этой, особенно весной, валом), даже связи толком нет. До деревни "три дня на оленях". Ездить будете на тракторе, в тракторе, за трактором.
Про себя. Почти наверняка вам понадобятся резиновые сапоги. Плащь на случай дождя. Одевайтесь так, чтобы не замерзнуть. Носки в сапоги теплые, с собой берите ещё две пары, чтобы можно было переодеть. Захватите пару пакетов - если вы провалитесь, то носки-то вы поменяете, а сапоги останутся мокрыми, на носки надеваете пакеты - и можно дальше шуршать по лугам. Ходить прийдется много, обувь должна быть удобной. Перекусом организаторы скорее всего обеспечат, но термос или бутылка воды летом не помешают. Обязательно берите головной убор, антикомариный крем, также может пригодиться крем от загара.
2. Параметры съемки
Большинство выступлений проходят утром и вечером. Днем или перерыв, или, в силу привычек птицы, не будет ярких работ. Как правило света не хватает, но ISO высоко задирать не стоит. Диафрагму открывать тоже, это не тот случай, когда здорово, что полсобаки мутные. Лучше динамику снимать за счет удлинения выдержки "в проводку" (panning). Следите за балансом белого, на природе то солнце, то туча. Замер экспозиции средне-взвешенный, точечный лучше не ставить, и когда выступают темные собаки, надо экспокоррекцию больше уводить в плюс. Снимаем в raw-формате.
3. Что же снимать.
Как зритель вы снимать не сможете, придется ходить с комиссией, на которую и надо ориентироваться. Снача выступающий с собакой с края поля идут к вам, в этот момент, когда подходят, снимайте, обоих. Скорее всего это будет единственная возможность снять их "с лица". Ведущий в репортаже очень важен. Не стоит, снимая собаку, препарировать ведущего, отрезая ему руки, ноги или голову. Пусть он будет запечатлен целиком на вашем снимке. Хорошо бы снять его отношение к собаке и моменты, когда ведущий здоровается с членами экспертной комиссии. Затем собаку укладывают и пускают в поиск. Снимайте быстрый галоп, когда собака двигается на вас, а не пробежала уже - не надо снимать убегающие попы, кадров "с заду" у вас и так будет достаточно. Снимайте серии и выбирайте кадры с правильными фазами галопа - собака полностью раскрыта, либо "задние ноги впереди передних". Вы можете попросить разрешения комиссии чуть её обогнать, но никогда не обгоняйте ведущего собаки, даже не приближайтесь особо, двигайтесь метрах в 20 сзади и без болтовни. Нет смысла снимать, когда собака опускает голову и обнюхивает землю, нет смысла снимать в высокой траве. Т.е. на ходу вы снимаете галоп, чем он быстрее, тем лучше для фото. Часто бывает, что ведущий, заходя на ветер, начинает идти на комиссию, и на вас соответственно, это очень удобно. Однако, хотя заходит он издалека, вы не должны подходить ближе, в этом случае стойте с комиссией и надеетесь на удачу.
Кульминация - работа по птице. Смысла снимать момент прихватки нет. Нужный момент - когда собака станет (off , а не встанет). В идеале надо оказаться сбоку от собаки или спереди, что практически невозможно, только случай. Когда собака стала, вы никогда не должны бежать к ней впереди ведущего, только за ним, иначе легко испортить работу. Снимаете стойку, в позе должно быть напряжение, как раскорячило собаку значения не имеет, если удастся оказаться сбоку, хорошо, старайтесь, чтобы глаза попали в кадр.
Далее важное - съемка с птицей. Чтобы в кадр попали человек, собака и птица, надо быть или сбоку (правда тут тоже удача, чаще при таком ракурсе птица взлетает за пределами кадра), сзади (самое реальное) или спереди. В последнем случае есть шанс получить уникальные кадры. Птица летает быстро. Снимать надо практически в момент взлета, наводитесь и... Я снимаю на слух, я слышу взлет, но это - результат многолетней натаски и охоты. Можно ориентироваться на команду ведущего "вперед" и серийная съемка вам в помощь. Как и всегда, чем ниже точка съемки, тем эффектнее кадры. Старайтесь не снимать стоя, осваиваем упражнение "приседание", исключение - последний момент, когда собака, птица, ведущий, не надо садится, не обязательно точнее. Если трава высокая, то приседаем неглубоко. Ноги потом отваливаются... Однако не всегда можно присесть для лучшей точки съемки. Есть состязания "field trial", где несколько другие требования к работе собак и совершенно чумовые собачки. Скорости сумасшедшие, расстояния нереальные. Там или быстро бегать с 70-200, или что-то более длинное, или карточки будут годны только для web. И вот там нельзя садиться и даже наклоняться, поскольку собака расценивает это как команду "ко мне", отвлекается от поиска, подбегает, не сразу понимает, что вы не хозяин. Собаку могут снять, а вас удалят с поля, чтобы вы больше не мешали работе собак.
Награждение и зрителей снимать необходимо и не менее важно, чем непосредственно работу. Только пожалуйста, пожалуйста и ещё десять раз пожалуйста, не надо снимать участников и зрителей на широкий угол! Наоборот, на максимально длинном фокусном расстоянии, которое позволят ваш объектив. На мероприятия приезжают обычные люди отдыхать. Проводят несколько дней в полевых условиях с собаками. Если вы будете снимать на широком угле, все пятна на одежде, слюни собак, заляпанные штаны, мятые футболки, грязные сапоги, сгоревшие красные носы, щетина, не уложенные волосы, мешки под глазами и ногти без маникюра станут основным объектов вашей фотографии, затмевая собой сам сюжет. Кроме того, широкий угол искажает пропорции.
4. Обработка.
У вас будет достаточно много фотографий. Не все они будут отвечать высоким стандартам качества. Очень важно найти баланс и не отбраковать фото с хорошим сюжетом. Оно ценнее безупречного технически, но скучного кадра. Печатать все фото большого формата никто не будет, а 10х15 для отчета прекрасно печатаются с web. Кроме того, отчет о мероприятии в полном объеме нужен чаще всего именно в интернете. Для журнала же всегда можно выбрать несколько кадров, отвечающих всем параметрам.
Просто фото с мероприятий не есть хорошо, самое правильное, когда они подписанны. Я после выступления снимаю "карточку участника", где есть все данные и расценка, и обязательно подписываю все фото в репортаже. Чтобы и через 10 лет знать, кто, когда, где выступал и что получил. В отчете должны быть представлены все снятые вами участники. Не все участники состязаний, потому что часто работают несколько комиссий, охватить всех в таком случае даже не пытайтесь, но те, кто выступал в вашей комиссии, должны быть представлены.
Примеры:
Правильно. Снимайте всех, кто общается с комиссией, особенно когда улыбаются - кто-то окажется победителем состязаний или призером, и поздравления очень важный момент.
Правильно. Люди - главное в любом репортаже, их эмоции, даже когда не вся толпа влезла.
Правильно. Члены экспертной комиссии не последние люди на мероприятии.
Правильно. Ведущий идет к комиссии и он целиком.
Правильно. Хотя снимок технически не очень хорош, но момент взаимодействия ведущего и собаки крайне важен.
Правильно. Отличная фаза, чувствуется скорость.
Не правильно. Собака уже пробежала фотографа.
Правильно. Фаза когда задние впереди передних, чувствуется скорость, хорошая точка съемки.
Не правильно. Высокая точка съемки, неудачная фаза, искажены пропорции.
Не правильно. Момент и техника без нареканий, но это кадр для фотографа, а вот фаза не удачная, собака уже приземляется и не чувствуется концентрации на поиске. Фото отлично подойдет в карточку собаки, но не в репортаж с состязаний.
Правильно. Динамичный кадр и сильная собака на нем.
Правильно. Напряженная стойка всегда правильно.
Не правильно. Лучше избегать кадров, где собака в статичной позе и виляет пером (хвостом). Что это потяжка не понятно, а движение пером на стойке недостаток у большинства пород.
Правильно. Все главные действующие лица в кадре. И хотя они со спины, снимок очень динамичен.
Не правильно. Потому что не подписано.
Правильно. Передает атмосферу мероприятия. И отбивает желание менять оптику на камере в полевых условиях.